Механизм раздвижного занавеса
Механизм раздвижного занавеса строится на двух принципах.
Первый – занавес перекрывает весь портал сцены.
Второй – обе половины открываются и закрываются синхронно.
Разберем, как достигается каждый из принципов. Начнем с первого. В сценографии есть понятие запах. Это означает, что, в закрытом состоянии, одна часть занавеса заходит за другой. Чтобы этого добиться , монтаж каждой их половин ведется на разных направлениях (с отступом).
Теперь о втором. Здесь все просто. Благодаря одному приводу, который приводит в движение оба занавеса, последние движутся симметрично. Привод – это канат, трос, два блока (или больше) соединенные петлями. В определенный конец занавеси монтируется один из блоков, на котором есть канавка. В другой конец отправляются два другие блока имеющих одну ось. Барабан привода прикрепляется снизу, на сценический пол (планшет). Каждый из блоков встроен в систему через бесконечную тягу. Формируются два вектора тяги. Первый – на закрытие, второй – на открытие. После того, как произошел запах, занавес крепится к ведущей тяге. Благодаря этому, следующие раскрытие будет синхронным.
В прежние эпохи механизм раздвижного занавеса выглядел по-другому. Каждую занавесь за кольца подвешивали на проволоку или трос. Натянутый трос проводился от одной консольной балки к другой. Хорошая натянутость обеспечивалась специальными натяжными устройствами. Для уменьшения силы трения кольца смазывали графитным средством. Занавес крепили к кольцам через обвязывание или через ремни.
В чем минус этой модели? В силе трения. Она создается от взаимодействия колец и направляющих тросов. В ситуации если вместо троса используется проволока, провисает тело занавеса. Возникают сложности при конструировании и техническом обслуживании, ведь обеспечить достаточное натяжение проволоки очень сложно.
С технической точки зрения, хороший механизм раздвижного занавеса работает на жесткой дороге с роликовой кареткой. Это приспособление находит свое применение не только для антрактового, но и для игрового занавеса.
Детально разберем этот механизм. Дорога строится на стальных уголках, которые соединены прутом. Он приварен к вертикальной и верхней плоскости. Несущая часть – горизонтальная плоскость нижних уголков. Каретка, к которой прикреплено полотнище, движется по дороге. Чтобы уменьшить шум, к кареткам присоединяется звукопоглощающий материал, например деревянная планка.