Раздвижной задник

Раздвижной задник: вчера и сегодня

Раздвижной задник, как и многие другие сценические приспособления пришел к нам из Англии. На английском этот сценографический элемент звучит, как «Flat «или «Backcloth». В театральной практике его начали использовать в конце Средних Веков. Во время эпохи Возрождения он вошел в культуру площадных театров. В то время он состоял из куска светлой льняной ткани, и выполнял важное функциональное значение – ограничивал пространство сцены с тыльной стороны. В эпоху Барокко, когда повсеместно, при королевских дворах Европы распространялись стационарные театры, возникла идея расписывать задники, создавая тем самым ощущение присутствия на месте действия спектакля. На холсте рисовали перспективные батальные картины, пейзажи, используя яркие цвета, чтобы влиять на восприятие зрителя. Этот метод оформления спектаклей был популярен вплоть до середины двадцатого века. Режиссеры «современного театра» отказались от такого приема, в пользу комплексных решений по созданию атмосферы спектакля. Сейчас все чаще используют раздвижной задник из бархата черного цвета, он хорошо сочетается с кулисами этого же цвета. Это называется черный кабинет.

Раздвижные задники различаются по типу раздвижного механизма, который они используют. Так встречаются:

  1. Ручные. Эта разновидность имеет архаичный статус. Еще в барочных театрах, служащие поднимали и опускали вручную холсты с нанесенным на них изображением. Постепенно, с развитием научно-технического прогресса они отошли в прошлое. Сейчас используются в малых помещениях, при самодеятельных постановках на любительском уровне.
  2. Электрические. С появлением и внедрением электрической энергии в нашу жизнь, в театральной сфере начали использоваться раздвижными задниками с электрическим механизмом. Управление таким устройством выводится на панель с двумя кнопками. Одна кнопка отвечает за подъем, другая – за спуск. Во время спектакля, специальный человек в нужный момент приводит в работу устройство и задник поднимается, оголяя пространство, которое находится за ним. Этим, казалось бы, простым приемом широко пользуются современные режиссеры.
  3. Дистанционные. Так же работают на электрической тяге. Только по сравнению со стандартными электрическими имеют одно преимущество – дистанционность. Механизм приводится в действие с любого места, которое в зоне доступа электромагнитных волн.